The website "school10yar.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Официальный сайт МОУ СОШ №10 г. Ярославля

Образовательная программа «Школа России»


Учитель, готовя очередной урок, часто ставит перед собой вопросы:

- Современен ли мой урок?

- Каким должен быть урок в наше время?

Стремление учителя в своей профессиональной деятельности соответствовать времени вполне естественно. Столь же естественно это стремление и для любого автора, разработчика школьных программ, учебников, учебно-методических комплектов.

Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника.

В повседневной жизни часто произносится слово «современное» и не всегда ему придается должное значение. Говоря о современном образовании, современной школе, мы хотим поставить ударение именно на этом слове, имея в виду не простое обозначение их временной принадлежности, а качественную характеристику формируемой системы как школы, отвечающей реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющей надежный потенциал для дня завтрашнего, во всяком случае для прогнозируемого будущего. При этом мы имеем в виду не только время, но и место действия.

«Школа России» создается в России и для России. И это также не простая констатация «пространственной» принадлежности проекта, а его качественная характеристика, отражающая существенные черты образовательной системы, на построение которой направлены наши усилия. Считаем, что предлагаемая нами модель школы отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его.

Главную идею нашего комплекта можно сформулировать следующим образом: Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

Мы строим свой учебный комплект на фундаменте, который считаем очень надежным. Таким фундаментам являются новые достижения педагогической теории и практики, относящиеся прежде всего к широкому пространству гуманной педагогики, имеющей, как известно, глубочайшие корни в классическом педагогическом наследии, отечественном и мировом. Мы опираемся на новые теоретические концепции, идеи как общепедагогического, так и конкретно-методического характера, что обеспечивает новое видение школы в целом и каждого учебного предмета в отдельности.

Мы уверенно опираемся также и на традиции отечественной школы, осознавая их исключительную ценность и значимость. В российской педагогике утвердилось понимание педагогического процесса как процесса введения человека в культуру. Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Попытки создать некую новую культуру, прервав традиции, не приводят и не могут привести к успеху, о чем убедительно свидетельствует история. С нашей точки зрения, этот вывод справедлив и в отношении образования.

Для нас, авторов проекта «Школа России», традиция - это живая, неразрывная связь образовательного опыта предшествующих периодов с настоящим, это творческое использование всего плодотворного, что было заявлено в минувшем, но не получило своей реализации или же, обгоняя время, не смогло быть реализовано в полной мере, хотя и сохраняло чрезвычайно перспективную, живительную силу. Убеждены, что истинно современное оказывается таким, когда произрастает из прошлого.

Какие же черты предлагаемой нами модели образования следует выделить как наиболее существенные?

1. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно развивающее образование младших школьников.

Произошедшие в России в последнее десятилетие коренные общественно-политические изменения освободили личность и вызвали к жизни разнообразные педагогические исследования, связанные с многоплановой проблематикой развития личности ребенка, в том числе младшего школьника. Крупным достижением педагогики стало обоснование личностной парадигмы в образовании. Изменились и цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели воспитания личности, что четко обозначено в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Новизна этого положения бесспорна, если иметь в виду сравнение с определенным периодом прошлого. Однако новый подход имеет глубокие корни. Принципиально важно, что «особенность российской культурно-исторической традиции состоит в безусловном приоритете воспитания в образовательном процессе» (Е. В. Бондаревская, 2001). Сегодня эта традиция осмысливается и возрождается на новом уровне развития общества и педагогической науки. Авторы учебно-методического комплекта «Школа России» всегда работали в русле обозначенной традиции, считая, что главное назначение начальной школы - воспитательное. В полном соответствии с нею мы создаем и новые программы и учебники.

Приоритетным для нас, как уже было подчеркнуто, является духовно-нравственное развитие ребенка. На его поддержку направлено содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания. «Обогащенная память и подвижная мысль - при мертвом и слепом сердце - создает ловкого, но черствого и злого человека!» - писал И. А. Ильин. Вот и сегодня мы ориентируем наши учебники прежде всего на развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта в состоянии, по нашему убеждению, обеспечить выполнение культуросозидающей роли образования.

Обращение в первую очередь к человеческим качествам развивающейся личности ни в коем случае не означает недооценки других составляющих развития ребенка: психических процессов, творческих способностей, учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. Конечно же, оно не означает и недооценки хорошо известных базисных задач начального образования, того, что начальная школа обязана научить ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности. Личность едина, и ее целостное развитие возможно только при должном внимании ко всем сторонам этого процесса.

Для достижения целей развития личности мы считаем необходимым строить обучение на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. Поэтому при организации работы по нашему комплекту предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположении, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности как личностного качества. Избранный нами подход открывает перед детьми новые свойства в знакомом, создает питательную почву для взращивания интуиции, ассоциативного мышления, творческого воображения и других ценнейших качеств.

2. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников.

Выше уже подчеркивалось, что наш учебно-методический комплект разрабатывается в России и для России. Мы считаем принципиально важным ориентировать его на воспитание школьников как граждан России. Известно, что освобождение образования от груза политизации и идеологизации прошлых лет сопровождалось определенными просчетами, приведшими к дефициту базовых ценностей, включающих такие личностные качества как гражданственность и патриотизм. Разработка и принятие на государственном уровне Программы развития воспитания в системе образования (1999 г.), Государственной программы патриотического воспитания граждан России (2001-2005 гг.) свидетельствует о решимости исправить ситуацию.

Для нас, авторов проекта «Школа России», работа в этом направлении - один из безусловных приоритетов. Различные аспекты родиноведческих и краеведческих знаний составляют значительную часть содержания наших учебников. Одну из важнейших своих задач мы видим в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию, постижению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного величия. Считаем также необходимым закладывать в младшем школьном возрасте основы экономических знаний и правовой культуры.

Средствами разных учебных предметов мы стремимся воспитывать в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Мы знакомим детей с образцами благородного служения Отечеству, стремимся показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Причем, речь здесь идет не только о «книжных» знаниях, но и о необходимости обеспечить доступный младшему школьнику опыт гражданского поведения, чтобы уже в этом возрасте ребенок мог почувствовать себя маленьким гражданином великой страны.

На наш взгляд, граждански-ориентированное образование в начальной школе - одно из условий построения и функционирования гражданского общества в России.

3. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников.

Характеризуя современный мир, мы должны констатировать, что живем в эпоху глобализации. При всей своей противоречивости этот процесс имеет впечатляющие, а во многом и вдохновляющие перспективы. Россия является неотъемлемым его участником и четко заявляет об этом в последнее время: энергично встраивается в мировую экономику, активно участвует в мировом культурном процессе, объединяет усилия с другими странами для утверждения более безопасного, справедливого и гуманного миропорядка. Общеизвестно, что человечество движется к «миру без границ» (в определенном, иногда почти буквальном смысле), объединенному современными системами коммуникации, новейшими информационными технологиями, индустрией туризма, личными отношениями людей, дружескими и родственными связями.

В этих условиях, по нашему убеждению, образование с неизбежностью должно стать глобально-ориентированным. Его направленность на развитие гражданственности и патриотизма ни в коем случае не означает стремления к изоляции от мирового сообщества. В наших учебниках Россия предстает перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а ее граждане - одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития. Наши учебные программы и учебники построены таким образом, что ребенок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о ее природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания. В этом наши подходы созвучны современ-ным идеям «культуры мира» (как противоположности «культуре вой-ны»), признанным международным сообществом и получившим убедительное развитие в педагогике (С. Н. Глазачев и др., 1999).

4. Комплект «Школа России» обеспечивает экоадекватное образование младших школьников.

Одним из наиболее серьезных вызовов современного мира человеку и человечеству является порожденный самими людьми экологический кризис. И это не фантазия экологов, стремящихся привлечь к себе внимание, а документально подтвержденная реальность, все острее ощущаемая каждым в повседневной жизни. Мир вступил в третье тысячелетие с тяжким грузом экологических проблем, которые на наших глазах перерастают в глобальную проблему выживания человечества.

Ответ на этот вызов давно ищут не только экологи, но и общественные деятели, философы, педагоги. На рубеже тысячелетий был принят исторический документ ООН - Повестка дня на XXI век» и концепция «устойчивого развития», понимаемого как такое развитие человечества, при котором его жизненные потребности удовлетворялись бы без ущерба для будущих поколений. Вместе с тем ведущие российские экологи выступили с теорией «биотической регуляции окружающей среды», поставив вопрос о принципиальных биосферных ограничениях развития цивилизации (Горшков В. Г., Кондратьев К. Я., Лосев К. С., 1996).

Философское осмысление современной реальности привело к выработке новой цивили-зационной парадигмы, настоятельно требующей формирования у людей нового мировоззрения. Его называют по-разному - «экологическим», «биосферным», «космическим». Но, независимо от названия, оно должно строиться на новой сис-теме ценностей, в которой Природа и Жизнь заняли бы место фундаментального базиса.

Стали очевидными новые задачи образования и их масштаб. Появились новые термины, например «образование для XXI века», «образование для устойчивого развития». В отечественной педагогике И. Д. Зверевым и его школой разработана глубоко обоснованная концепция экологического образования как процесса формирования экологической культуры личности и общества. На всю совокупность обозначенных подходов, идей, концепций, на новое понимание задач образования в ХХI веке мы и ориентируемся при создании нашего учебного комплекта.

Мы называем образование, которое обеспечивается с помощью наших учебников, «экоадекватным», то есть адекватным «дому», имея в виду своего рода «встраивание» растущего человека, свободной и творческой личности, в биосферу с ее системой императивных ограничений. Мы стремимся развивать у ребенка природосберегающее «чувство дома», воспитывать любовь и уважение к Природе во всех ее проявлениях - от цветка на подоконнике до целого Мироздания. Поэтому одной из важнейших составляющих нашей модели начального образования является экологическая этика и связанная с ее освоением эколого-этическая деятельность ученика. Эта деятельность, включающая анализ отношения к миру природы, оценку поступков, выработку «экоадекватных» норм жизни, направлена на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка в согласии и взаимодействии с Природой.

Рассмотренные нами характеристики комплекта «Школа России» теснейшим образом взаимосвязаны. Все они проецируются на личность ученика и отражают различные аспекты ее целостного развития, а их сочетание обеспечивает гармонизацию интересов человека, общества, государства и человечества в образовании.

При этом мы постарались придать учебно-методическому комплекту такие качества как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому. Эти качества, по нашему убеждению, должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.

Комплект состоит из учебников для 1- 4 классов по:

русскому языку авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой;

математике авторов М.И. Моро и др.;

окружающему миру автора А.А. Плешакова;

чтению авторов М.В. Головановой и др.;

информатике авторов А.Л. Семенова и др.;

музыке авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и др.;

физической культуре авторов Е.Н. Литвинова и др.;

ОБЖ авторов Л.П. Анастасовой и др.;

изобразительному искусству авторов Б.М. Неменского и др.;

художественному труду авторов Т.Я. Шпикаловой и др.;

английскому языку авторов З.Н. Никитенко и др.;

французскому языку авторов А.С. Кулигиной и др.;

немецкому языку авторов И.Л. Бим и др.;

испанскому языку авторов Э.И. Соловцовой и др.


На данном сайте вы сможете найти информацию о школе, её истории, её жизнь в настоящее время, а также сведения о преподавателях и администрации. Для удобства использования сайт оснащён навигационной панелью, которую можно видеть в левой части окна вашего браузера.

Автор сайта.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".


Hosted by uCoz